ИжТайм
Журнал АВТОДОСУГ, Ижтайм, Удмуртия, Ижевск.
Поиск
Новости
VIP
Автовыбор
Автоледи
Автопробег
Автопром
Автоспорт
Автоэкстрим
Безопасность
Курьез
Ликбез
Мастерство
Новинка
Персона
Перспектива
Подготовка
Публицистика
Путешествие
Ремонт
Россия
Совет
Техника
Тусовка
Тюнинг
Энциклопедия
Форум
Надежный как танк

Надежный как танк

Дизельный двигатель: за и против

Легковые автомобили на дизельных двигателях у российского потребителя пока не пользуются популярностью. Между тем большинство специалистов сходятся во мнении, что у дизеля есть масса преимуществ по сравнению с моторами на бензине.

Что в номере...

Сегодня многие фирмы предлагают установку дизельного двигателя вместо бензинового. Насколько перспективна такая замена?

Главным преимуществом дизеля считается его неприхотливость и надежность. Она на порядок выше, так как отсутствует целая система — зажигание. Никаких свечей, трамблеров, высоковольтных проводов, катушек и проб-лем с регулировкой зажигания. Смесь будет всегда воспламеняться, когда это необходимо.

Фактически надежность обеспечивается тем, что в дизеле каждый цилиндр имеет отдельную топливоподающую систему. Она обеспечивает равномерное распределение топлива по цилиндрам с точностью от 1 до 3%. Распыл топлива под большим давлением обеспечивает надежное смесеобразование и уменьшает возможность засорения элементов топливной аппаратуры (форсунок). В итоге топливная система дизеля работает более надежно.

Дизель может работать без АКБ, стартера и генератора, электричество иногда бывает необходимо только для питания электромагнитного клапана ТНВД, с помощью которого двигатель потом можно будет заглушить. А вот внезапно и неизвестно почему «пропавшая искра» у двигателя на бензине вдали от цивилизации может принести крупные неприятности.

Не менее важно и еще одно качество дизеля — экономичность. Из-за более высокого КПД тяжелая дизельная машина будет потреблять примерно в 2 раза меньше топлива, чем машина на бензине, и это при том, что дизельное топливо дешевле. Если говорить о цифрах, то по сравнению с карбюраторными двигателями расход топлива у автомобильных дизелей на единицу пути ниже в среднем на 40%.

Из экономичности вытекает такое очень важное свойство джипов с дизелями, как запас автономного хода! В тундре, степи или тайге нет заправочных станций. Расход мощного бензинового двигателя на бездорожье может увеличиваться до нескольких десятков литров на 100 км. Расход дизеля на бездорожье тоже возрастает, но не так сильно.

Исходя из затрат на производство, ДТ должно стоить в 2-3 раза дешевле бензина, но из-за того, что в России творится такое безобразие, в некоторых регионах оно в розницу почти догоняет 93-й бензин. При производстве ДТ неприхотливо к качеству нефти. Кстати, дизеля стали популярны в Европе, когда в 70-ых годах там возник топливный кризис.

Крутящий момент на низких оборотах у дизелей близок к максимальному — можно трогаться с места хоть на холостых оборотах. Для внедорожника это хорошо помогает в преодолении препятствий.

Происходит это потому, что у дизеля быстрее, по сравнению с карбюраторным двигателем, нарастает эффективное давление в цилиндре. Эти выводы подтверждаются многочисленными опытами, которые устанавливают зависимость нарастания числа оборотов и среднего эффективного давления по времени.

Кроме того, у карбюраторного двигателя при разгоне наблюдается временное падение эффективного давления, что объясняется «захлебыванием» карбюратора, т. е. неустановившимся процессом смесеобразования, в результате чего удлиняется время разгона машины.

Дизельный двигатель экологичнее, чем бензиновый. Причем как при производстве топлива, так и при его сжигании.

Бензин — продукт глубокой высокотехнологичной переработки нефти, сопровождающейся значительным загрязнением природы, необходимостью строительства заводов, привлечения материальных и человеческих ресурсов. При производстве бензина необходимы различные присадки к топливу, в т. ч. ядовитые (ТЭС), потенциально канцерогенные — металлоорганические марганецсодержащие.

Надежный как танкСолярка — гораздо более грубый продукт, требующий много меньше затрат при производстве, изготовление его гораздо проще, отходов это производство почти не дает. Используя солярку, человек сохраняет тот мир, который его еще пока окружает. Если бы все пересели на дизель — высвободившиеся нефтехимические мощности позволили бы нам жить лучше, производя дешевые пластики, резину, растворители и т.п.

Кстати, некоторые люди, не знакомые с дизелями, думают, что зимой с двигателями этого типа могут возникнуть какие-то проблемы из-за холодов. Не хочу приводить причины и истории, почему, например, жители населенных пунктов за Полярным кругом или в глухой сибирской тайге предпочитают дизеля бензиновым двигателям. Могу сказать, что летнее ДТ застывает примерно при от - 10 до - 15 градусов, зимнее ДТ при - 35, арктическое ДТ при - 50. Это без присадок и антигелей, которые могут значительно улучшить эти цифры.

Чтобы запустить дизель, нужно лишь незастывшее ДТ, но даже если оно застыло, существуют способы сделать это. Также есть множество устройств и хитростей для подогрева топливной системы: от фильтра до подогреваемого топливозаборника в баке. Они работают на электричестве от АКБ, от тепла охлаждающей жидкости, от тепла выхлопных труб или даже от солярки или бензина как автономные котлы. Плюс по обратке в бак идет уже теплое топливо. Уже не говорю о системах и способах подогрева от внешних источников энергии для запуска. Кстати, если очень холодно, то дизель можно и вовсе не глушить — расход на холостых оборотах минимальный. Например, тяжелые многотонные грузовики, которые работают на карьерах 24 часа в сутки, глушат только для замены масла.

Кроме незамерзшего ДТ, чтобы дизель завелся с полоборота в лютый мороз, также необходимо, чтобы он был технически исправен: была нормальная компрессия, исправные свечи накала, в двигатель залито масло по сезону, аккумулятор(ы) были в порядке и выдавали рабочий ток.

Историческая справка

Надежный как танк Теодор Дизель, немецкий иммигрант, владел в Париже небольшой мастерской. Но в 1870 году вместе с женой и 12-летним сыном Рудольфом уехал из занятой немецкими войсками столицы Франции в Лондон. Через полвека искатели сенсаций сочтут это весьма многозначительным фактом. В 1871 году Дизели поселились в немецком городе Аугсбурге, а еще через девять лет Рудольф с отличием окончил Высшую политехническую школу в Мюнхене, получил степень доктора и на полгода отправился практиковаться на машиностроительную фабрику братьев Зульцер в Швейцарию.

А вскоре мюнхенский профессор Карл фон Линде, очарованный прилежным и схватывающим все на лету молодым человеком, предложил ему место директора филиала своей фирмы в Париже. Именно профессор, изобретатель «холодильника Линде», заинтересовал Дизеля проблемами тепловых двигателей (паровых) и только-только появившихся, благодаря изобретениям еще одного немца, Николауса Августа Отто, моторов внутреннего сгорания.

28 февраля 1892 года Дизель подал заявку на изобретение «нового рационального теплового двигателя», а 23 февраля следующего, 1893 года получил немецкий патент № 67207 на «Рабочий процесс и способ конструирования двигателя внутреннего сгорания для машин».

Увы, первый экспериментальный двигатель — махина весом в 4,5 тонны, оснащеная трехметровым маховиком — взорвался, чудом не убив никого из рабочих и инженеров аугсбургской фабрики. Но уже через пять месяцев, в январе 1895 года, двигатель Дизеля работал целую минуту и при 88 оборотах развил мощность 13,2 л. с.

Однако из-за сильного перегрева мотора прогорал поршень и ломались клапанные пружины. Тогда Дизель решил, что виноват во всем жидкий бензин, и стал использовать в качестве топлива его пары. Цилиндр снабдили водяной рубашкой, а в головку вмонтировали свечу зажигания, отказавшись от краеугольного камня открытия Дизеля — принципа «самовоспламенения от сжатия». Полгода продолжались испытания. И не дали ничего, кроме убеждения, что исследования зашли в тупик.

Консорциуму ошибка Дизеля обошлась в 30 тысяч марок, но Рудольф сумел убедить представителей Круппа и Аугсбурга в близком успехе. И в конце 1895 года мотор «с воспламенением от сжатия системы Дизеля» работал без перерыва 17 суток. А еще через два года новый двигатель можно было без опаски показывать широкой публике. Агрегат высотой в три метра развивал 172 об./мин. и при диаметре единственного цилиндра 250 мм и ходе поршня 400 мм «выдавал» от 17,8 до 19,8 л. с., расходуя 258 г нефти на 1 л. с. в час. При этом термический КПД составлял 26,2 процента — вдвое выше, чем у паровой машины. Победа!

И на 39-летнего инженера полил-ся золотой дождь. Патенты Дизеля, помимо, разумеется, Круппа и Аугсбурга, купили братья Зульцер в Швейцарии, «Дойц» в Германии (Ланген к тому времени успел умереть), братья Карельс в Бельгии, английская фирма «Мирлз Уотсон Яриан». Пивной король из Миссури Адольфус Буш отвалил Дизелю за право производства его моторов в Америке миллион немецких марок. «Особые качества моего мотора, — сиял новоявленный миллионер, — позволяют с уверенностью присудить ему пальму первенства также и в автомобилизме над всеми известными конструкциями».

29 сентября 1913 года в бельгийском порту Зебрюгге он взошел на палубу парохода «Дрезден», направлявшегося в английский порт Харвич. Дизель был в приподнятом настроении, много шутил и смеялся. Вечером, во время ужина, когда знаменитого изобретателя пригласили за капитанский столик, он прочитал часть приветственной речи, подготовленной к заседанию. В десять Рудольф Дизель отправился к себе в каюту — отдыхать. С тех пор его никто никогда не видел.

По материалам автомобильных сайтов


№3/2007

Статьи
Статьи в тему

«Волга». Крещение Америкой… №5/2006

Дорожное покрытие №6/2006


Галерея
Фотографии в тему
Общественный и небезопасный
Дорожное покрытие
Кто начальник транспортного цеха?

ИжТайм

Яндекс.Метрика

Главная | Реклама на сайте | Политика конфиденциальности

Copyright © 2006 интернет-версия журнала «Автодосуг»
Copyright © 2006 интернет-проект «ИжТайм»

Журнал «Автодосуг» - avto@iddosug.ru
РИА «ИжТайм» - izhtime@gmail.com

Использование редакционных материалов разрешается при обязательном условии указания активной гиперссылки на сайт autodosug.izhtime.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий - с формулировкой «по материалам интернет-журнала autodosug.izhtime.ru»

Создание сайта RUTIME