ИжТайм
Журнал ИНОМАРКА18, Ижтайм, Удмуртия, Ижевск,
Поиск
Новости
Crash-test
Man`s club
tea-time
test-drive
Автозвук
Анамнез доктора Попова
Антология
Бывшие в употреблении
Добро пожаловаться
Загадки истории
Закон
Концепция
Новости
О журнале
Рынок
Сергей Данилов
Скорость
Событие
Тюнинг
Эволюция
Форум
«Титаник»  в масштабах индустрии

«Титаник» в масштабах индустрии

14 мая 1968 года – это точка невозврата для британской автомобильной промышленности. В этот день произошло слияние корпорации BMC и группы Leyland в гигантскую British Leyland Motor Corporation. Первая составляющая альянса выступила в роли троянского коня, и гигант, объединявший более сотни заводов, быстро сгнил изнутри. Через пять лет после даты национальной трагедии – в 1973 году – дебютировал Austin Allegro. Автомобиль, который мог дать предприятию шанс, стал той самой соломинкой, что ломает спину верблюду. Все это заслуживает подробного рассказа.

Что в номере...

Предпосылки описываемых событий были заложены еще на этапе становления британской автоиндустрии. В отличие от американской или немецкой, с их четкой организацией процесса и тщательным подбором персонала, в Англии автомобильная промышленность имела полукустарный характер. Капитанами отрасли становились, как правило, люди с сильным характером, но без должного образования и склонные к чудачествам. Они презирали работу с финансами, не уделяли должного внимания эстетическому аспекту автомобиля, часто не имели высшего технического образования и поэтому не ценили своих ведущих конструкторов. Редкие исключения, как босс «Ягуара» Уильям Лайонс или братья Уилкс, «рулившие» компанией Rover, не делали погоды.

В годы Второй мировой прибавилась проблема профсоюзов. Получив значительные послабления, тред-юнионы не хотели возвращаться к прежним условиям после победы. На помощь им пришло лейбористское правительство, взявшееся за построение «государства всеобщего благосостояния». С одной стороны, это через несколько лет привело к взрывному спросу на автомобили на территории Соединенного Королевства, а с другой – налоговый гнет на бизнес замедлил экономический рост, так что Великобритания едва ли не единственной в послевоенной Европе не пережила своего «экономического чуда». Проблемные предприятия правительство национализировало, чтобы сохранить рабочие места. Фактически, в 60-е годы на острове сложился почти настоящий социализм, не хватало только плановой экономики.

«Титаник»  в масштабах индустрииРазрешение на постройку новой фабрики можно было получить только в депрессивном регионе, чтобы создать там новые рабочие места. Так благими намерениями была выложена еще одна дорога в ад: эта практика обернулась логистическим кошмаром и низким качеством сборки в исполнении неквалифицированных рабочих традиционно сельских областей.

Сложные производственные отношения, устаревшее оборудование и слабость маркетинговых служб поставили многие британские автомобильные компании на грань выживания. Самым простым решением они видели объединение с себе подобными, и процесс этот с годами только набирал обороты. В 1945 году слились Standard и Triumph. В 52-м престарелый Уильям Моррис сдал свою географически разбросанную империю конкурентам из Austin. Так образовалась British Motor Corporation (BMC). Через четыре года марка Singer вливается в Rootes Group. В 1960 году Standard-Triumph переходит под контроль компании Leyland, выпускавшей грузовики и автобусы. Тогда же Jaguar поглотил своего конкурента Daimler – фирму, некогда отпочковавшуюся от «Даймлера» немецкого. В 65-м Rover присоединяет еще одного мелкого игрока в люксовом сегменте – фирму Alvis. Через год уже Jaguar падает в объятья BMC, образуя BMH (British Motor Holding). В 67-м концерн Leyland принимает в свои ряды Rover, а группа Rootes вливается в корпорацию Chrysler. Уфф…

Тот факт, что третий по величине автопроизводитель Британии перешел под контроль Америки, не мог радовать правительство социалистического толка. Один из наиболее радикальных его членов – министр технологий Энтони Бенн – не придумал ничего лучшего, как объединить самого крупного производителя (BMH) с самым здоровым (Leyland).

Премьер-министр Гарольд Уилсон проникся идеей, заманил председателей обеих компаний в свою резиденцию и, видимо, не отпирал двери до тех пор, пока они не договорились о слиянии. Так степень государственного вмешательства в отрасль в первый раз превысила допустимый порог, но не в последний.

Во главе новообразованной British Leyland Motor Corporation (BL) встал директор «Лейланда» сэр Дональд Стоукс. Утверждают, что он был настоящим гением маркетинга и запросто мог продавать валенки жителям экваториальной Африки. Вот только опыта управления гигантом, выпускающим миллион машин в год, у него не было. Более того, Стоукс очень быстро избавился от ведущих менеджеров BMH, так что новая администрация далеко не сразу поняла, насколько все запущено. Главные из проблем: слишком плотный модельный ряд; бессистемная закупка комплектующих; слабость систем сбыта и техобслуживания; недостаточное внимание к опытно-исследовательским работам; отсутствие какой-либо политики в работе с персоналом и управленческий хаос. Недаром Гарольд Уилсон однажды заметил, что в BMC всегда нужно двенадцать человек там, где достаточно шести.

«Титаник»  в масштабах индустрииТребовалась срочная рационализация, но она имела ограниченный масштаб. Было сделано немногим более чем урезание модельного ряда на пару-тройку наименований. Замечательные маленькие переднеприводные машины конструкции Алека Иссигониса балансировали на грани рентабельности. Возможно, заниженные цены на старте их выпуска имели смысл, чтобы не напугать покупателя инженерной новизной, но к моменту объединения относительно и Mini, и Morris 1100 ценовую политику можно было пересмотреть. Но и этого не сделали.

На очереди была еще одна машина Иссигониса – Austin Maxi. Большой семейный хэтчбек должен был серьезно потеснить на рынке сверхпопулярный и очень простой Ford Cortina. «Макси» имел ту же компоновку, что и «Мини» – передний привод и поперечно расположенный мотор в блоке с КПП – а это означало, что 80% длины авто займут салон и багажник. Коробка передач была пятиступенчатой, подвеска Hydrolastic с динамическим контролем уровня и длинная база делали езду необычайно плавной, задний диван складывался как вперед, так и назад, а также легко снимался полностью, так что через грузовую дверь открывался выдающийся багажный отсек – на уровне тогдашних коммерческих фургонов.

Austin Maxi опережал автомир на десять лет, но поступил в продажу на год раньше, чем следовало. Предсерийные испытания показали, что переключение передач при помощи троса неэффективно, так как трос быстро вытягивается, внешний вид и оформление салона уж слишком непритязательны, а мощности 1,5-литрового мотора недостаточно для машины среднего размера.

Но, как легко догадаться, никто и не подумал исправлять эти недостатки. В результате это все было устранено в течение двух-трех лет, но репутация машины уже оказалась подмоченной. Неужели сэр Стоукс не нашел времени, чтобы как следует посмотреть на машину? Виноватым назначили Иссигониса, сняв его с поста главного конструктора.

В авральном порядке подготовили другую машину, которая, дополняя Maxi, в инженерном плане едва ли не копировала «Форд». Morris Marina была создана за 18 месяцев. Понятно, что нового в автомобиле не оказалось почти ничего – он базировался на удлиненной платформе Morris Minor 48-го года. Спешка при проектировании дала о себе знать: неправильное расположение рычагов подвески стало причиной редкого для заднеприводных авто эффекта – недостаточной поворачиваемости. Тем не менее, дешевая, простая и довольно красивая машина продавалась. Из «Морриса» маркетинговая служба BL выжала максимум прибыли: кузов красили в яркие цвета, вывели на рынок множество вариантов автомобиля, не хватало разве что двухлитровой силовой установки. Дональд Стоукс показал себя во всей красе. Другое дело, что Marina рассматривалась как переходная модель, и ее рассчитывали заменить в 76-м. Но последующие события сделали смену поколений невозможной, и «Моррис» простоял на конвейере почти втрое дольше.

Где позиции BL еще были сильны, так это в «гольф-классе». Старый Morris 1100 все еще держал удар, и все, что требовалось от корпорации, – это сделать новый кузов, обогатить комплектацию и поставить мотор побольше. Однако фирма заблудилась в этих трех соснах. Дизайн нового Austin Allegro испортили после того, как решили ставить моторы от Maxi. Но они были очень высоки, а система обогрева от «Марины», которую «подхватили» из соображений экономии, не вписывалась по ширине. Все это заставило поднять линию капота (а значит, увеличить и общую высоту) и «надуть» борта. Пропорции нарушились, и автомобиль потерял привлекательность ранних прототипов.

Спрос оказался значительно ниже планируемого. Потери от снижения продаж накладывались на потери от постоянных забастовок и вызванных ими дефектов сборки, устранение которых дилеры старательно игнорировали, чем отталкивали еще больше покупателей. Денег на обновление модельной гаммы не хватало, и потенциально более прибыльные бренды – Jaguar, Rover и Triumph – оказались брошены на произвол судьбы. Особенно жаль Rover с его широким набором концептуальных моделей, имевших хорошие перспективы. Это и седан высшего класса, и персональное люксовое купе, и среднемоторный спорткар. Но, во избежание внутренней конкуренции с «Ягуаром», все эти проекты были закрыты. «Ровер» оказался зажат в очень узком диапазоне, фактически, ограничиваясь одной легковой моделью.

В результате перечисленных ошибок корпорация BL обанкротилась уже в конце 74-го года. Правительство национализировало автогигант. Барон Райдер, председатель Национальной Промышленной Палаты, предложил долгосрочный план выхода из кризиса, но он считал 75-й год низшей точкой и не предусматривал альтернативных действий, если основной план не сработает. К несчастью, это была только середина падения. Не имея возможности обновления модельного ряда и не меняя отношения к покупателям, BL продолжала терять долю рынка, так что вложения ранних стадий плана Райдера «зависли» в виде долгостроев и оказались бесполезными. Все последующие меры хотя и приводили порой к тактическим успехам (как союз с «Хондой» в 1979 году), давали лишь отсрочку неминуемого конца. Консервативное правительство Тэтчер, не понимая, сколь капиталоемкой индустрией является автомобилестроение, вбило последний гвоздь, в 1988 году продав Rover Group – наследницу BL – компании British Aerospace, которая также не планировала сколь-либо серьезных вложений. Все, что было потом – просто агония длиной в 17 лет.

Была ли альтернатива? Да. Самое простое – отменить слияние. У руководства BMH был свой план рационализации, и на ряд важных постов переманили специалистов из «Форда», включая дизайнера Роя Хэйнса. Его работа по конструкциям Алека Иссигониса в долгосрочной перспективе выглядела обнадеживающей. Но только при условии, что убытки BMH будут сокращаться.

Другой вариант, когда через год-два BMH «тонула». Правительство могло национализировать часть заводов, оставив за собой заднеприводные MG и Morris. Переднеприводные машины под маркой Austin могли уйти «Лейланду», а «Ягуар» забирал «Форд» (как в итоге и случилось в конце 80-х). Стоукс тормозит выпуск Maxi. Машину дорабатывают в течение двух лет, на пять дюймов укорачивают базу, и автомобиль в профиль выглядит намного более традиционно (см. наш коллаж). Тогда можно рассчитывать на продажу 100-120 тысяч в год. Против 40 в реальности – это серьезное достижение.

Однако у истории нет сослагательного наклонения, и вместо «Остина» мы идем за «Хендаем», а вместо «Ровера» присматриваемся к «Ауди».

Иномарка
№5/2013

Статьи
Статьи в тему

Галерея
Фотографии в тему

ИжТайм

Яндекс.Метрика

Главная | Реклама на сайте | Политика конфиденциальности

Copyright © 2006 интернет-версия журнала «Иномарка18»
Copyright © 2006 интернет-проект «ИжТайм»

Журнал «Иномарка18» - тел. (3412) 90-12-35, inomarka.design@mail.ru
РИА «ИжТайм» - izhtime@gmail.com

Использование редакционных материалов разрешается при обязательном условии указания активной гиперссылки на сайт inomarka18.izhtime.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий - с формулировкой «по материалам интернет-версии журнала «Иномарка18»: inomarka18.izhtime.ru»

Создание сайта RUTIME